Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при определении готовности шестилетних детей к школе.
Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка слушать и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
Варианты домашних дел, способствующих успешному развитию мелкой моторики ребенка.
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- чистка металла;
- водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
- собирание разрезных картинок;
- разбор круп и так далее.
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится
Предлагаем Вашему вниманию варианты домашних игр с ребенком, способствующих развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет.
Работа с шариками
Оборудование: Шары различных размеров, коробка.
Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.
Работа с кубиками
Оборудование: Кубики.
Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.
ü Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.
ü Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.
ü Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.
ü Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.
ü Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.
Работа с матрешками, пирамидками
Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.
Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:
- собрать пирамиду из 5 колец;
- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;
- собрать одну матрешку из 4-5.
Работа с корзиной и шариками
Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.
Работа со шнуровкой
Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.
Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:
- протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
- протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
- выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.
Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
Работа с пульверизатором
Оборудование: Пульверизатор, ватка.
Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.
Работа с карандашом
1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.
2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.
4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).
Работа с резинкой
Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
Работа с клавишами
Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).
Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.
Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?» Чтобы каждый ребенок мог успешно усваивать школьную программу, он должен быть к этому подготовлен у же в детском саду.
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие – готовность физиологическая, психологическая, социальная или личностная. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них сказываются на успешном обучении в школе. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья ребенка будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности. В целостности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Фундаментом готовности ребенка к систематическому школьному обучению можно назвать его физиологическую готовность: общее физическое развитие: нормальный вес, рост объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и другие показатели, соответствующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: и нервной, и сердечнососудистой, и эндокринной, и опорно-двигательной. старший дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции его тела. Также происходят существенные изменения нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Его физиологическое состояние в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, к более интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Так формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенка были достаточно развиты ловкость. гибкость, сила, выносливость, которые определяют необходимый уровень трудоспособности ученика.
Ребенок должен:
- действовать уверенно при застегивании и расстегивании пуговиц, одеваться и раздеваться, шнуровать ботинки и др.
- бегать. прыгать, кататься на велосипеде, на лыжах, играть в мяч, прыгать через скакалку и т.п.;
- выполнять движения на координацию и ловкость;
- хорошо ориентироваться в пространстве: выполнять движения руками, ногами. туловищем и т.п.;
- хорошо манипулировать мелкими деталями;
- выполнять графические построения круга, квадрата, треугольника.
Предпочтительнее давать детям краски (гуашь, акварель), карандаши (цветные, простые). которые хорошо развивают умелость руки и зрительно-двигательную координацию, что необходимо для овладения письмом.
Следует чаще давать детям возможность сделать что-либо своими руками. будь то рисунок, лепка из пластилина или глины, аппликация, оригами, работа с мозаиками или мелким конструктором (совместная работа с ребенком будет благом и для развития личности ребенка и для формирования мелкой моторики).
Педагогическая готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, умений и навыков для успешного участия в обучении в школьном процессе.